Главная · Статьи · Файлы · Форум · Категории новостей April 19 2024 12:17:40
Навигация
Главная
Статьи
Файлы
FAQ
Форум
Категории новостей
Обратная связь
Фото галерея
Поиск
Ссылки
Разное
Последние статьи
В процессе изготовле...
Как производят разме...
Библиографический сп...
Контрольные вопросы
Содержание отчета
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 33
новичок: tgolovko2010
Друзья сайта

Рейтинг@Mail.ru
Объявление
ГЛАВА 40
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
После того как мы все это так рассмотрели, ясно, что всякое изменение и все движущееся существуют во времени: ведь "быстрее" и "медленнее" приложимо ко всякому изменению, так как обнаруживается во всех них. Я называю более быстро движущимся то, что прежде [другого] достигает предназначенного, проходя одинаковое расстояние и двигаясь равномерным движением, например, при перемещении, если оба [предмета] движутся по окружности или оба по прямой; то же относится и к прочим видам движения. Но "прежде" относится ко времени: ведь мы говорим "прежде" и "после", имея в виду отстоящую от "теперь", а "теперь" -- граница прошедшего и будущего; следовательно, если [моменты) "теперь" находятся во времени, то во времени будут и "прежде" и "после", ведь, в чем находится "теперь", в том и отстояние от "теперь". В противоположном смысле говорится "прежде" по отношению к прошедшему и будущему времени: для прошедшего мы говорим "прежде" о более отдаленном от "теперь", "после" -- о более близком; для будущего "прежде" -- значит ближе; "после" -- дальше. Следовательно, так как "прежде" относится ко времени и следует за каждым движением, то ясно, что всякое изменение и всякое движение происходят во времени.
Достойно рассмотрения также то, каково отношение времени к душе и почему нам кажется, что во всем существует время -- и на земле, и на море, и на небе. Или потому, что время, будучи числом, есть какое-то состояние или свойство движения, а все упомянутое способно двигаться? Ведь все это находится в некотором месте, а время и движение всегда существуют совместно -- как в возможности, так и в действительности. Может возникнуть сомнение: будет ли в отсутствие души существовать время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, а следовательно, ясно, что [не может быть] и числа, так как число есть или сосчитанное, или считаемое. Если же ничему другому не присуща способность счета, кроме души и разума души, то без души не может существовать время, а разве [лишь] то, что есть как бы субстрат времени; например, если существует без души движение, а с движением связаны "прежде" и "после", они же и есть время, поскольку подлежат счету.
Может также возникнуть вопрос: для какого именно движения время есть число? Или для всякого? Ведь во времени все возникает, гибнет, растет, качественно меняется и перемещается; поскольку все это есть движение, постольку время есть число каждого движения. Поэтому оно есть число непрерывного движения вообще, а не какого-нибудь определенного вида. Но в настоящий момент происходят и другие движения [кроме данного], для каждого из которых время должно быть числом. Что же, существует, следовательно, другое время и вместе будут два равных времени? Конечно, нет: ведь всякое равное и совместно [идущее] время тождественно и одно; по виду же одинаковы времена и не совместно [идущие]. Ведь если, [например], это собаки, а это лошади, причем тех и других семь, то число их одно и то же, точно так же и для движений, заканчивающихся вместе, время одно и то же, хотя одно движение может быть быстрее, другое -- медленнее, одно -- перемещение, другое -качественное изменение. Однако время одно и то же и для качественного изменения, и для перемещения, если только число одинаково и происходят они совместно. И вот поэтому-то движения различны и происходят отдельно друг от друга, а время везде одно и то же, так как и число для равных и совместных движении всюду едино и одно и то же.
Так как первичное движение -- перемещение, а в нем -- движение по кругу и каждая [вещь] исчисляется родственной ей единицей: монады -- монадой, лошади -- лошадью, то и время измеряется каким-нибудь определенным временем, причем, как мы сказали, и время измеряется движением, и движение временем (это значит, что временем определенного движения измеряется количество и движения и времени). Следовательно, если первичное есть мера всего родственного, то равномерное круговое движение есть мера по преимуществу, так как число его наиболее доступно [для определения] Ни качественное изменение, ни рост, ни возникновение не равномерны, а таково только перемещение. Оттого время и кажется движением небесной сферы, что этим движением измеряются прочие движения, и время измеряется им же. Отсюда и обычная поговорка: человеческие дела называют круговоротом и переносят это название на все прочее, чему присущи природное движение, возникновение и гибель. И это потому, что все перечисленное оценивается временем и приходит к концу и к началу, как бы определенным образом чередуясь, ибо и само время кажется каким-то кругом. А оно, в свою очередь, кажется кругом потому, что оно мера подобного движения и само им измеряется. Таким образом, называть совершающееся [в мире] вещей круговоротом -- значит утверждать, что существует какой-то круг времени, -- и это потому, что время измеряется круговращением: ведь измеренное не обнаруживает ничего другого, кроме меры, разве только в целом [имеется] несколько мер.
Правильно также говорится, что число овец и собак, если оно одинаково, тождественно, а сама десятка не тождественна и десять [предметов] не тождественны -- так же как не тождественны треугольники -- равносторонний и разносторонний. По фигуре, однако, они тождественны, ибо оба треугольники. Ведь тождественным называется то, в чем нет специфического отличия, а не то, в чем [такое] отличие имеется. Например, [равносторонний] треугольник отличается от [разностороннего] треугольника специфическим [для треугольников] отличием, следовательно, [эти] треугольники разные. И однако по фигуре они не отличаются, но принадлежат к одному и тому же разряду. Потому -- что, [например], такая-то фигура -- круг, а такая-то -треугольник, но из треугольников один [будет] равносторонний, а другой -разносторонний. Фигура их, правда, тождественна (ибо [и тот и другой] треугольник), но как треугольники они не тождественны. И число, конечно, тождественно, ибо число одних [предметов] не отличается [от числа других] специфическим [для числа] отличием, однако десятка [в том и другом случае] не тождественна, так как различны предметы, к которым она относится: в одном случае это собаки, в другом -- лошади.
Итак, о [самом] времени и о том, что при [нашем] рассмотрении оказалось с ним близко связанным, сказано.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Гость
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Случайные статьи
2.2 Передача энерг...
2.1.5. Э ф ф е к т...
5.3. АНАЛИЗ ОСНОВН...
ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКИЙ ...
2.4.1. Взаимодейст...
ГЛАВА 49
Момент инерции спл...
Вращательный момент
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
При Т = 300 К
2.4.1. Взаимодейст...
5.7. КАК РАБО...
Содержание
Амплитуда, кругова...
ГЛАВА 52
3.3.2. При контакт...
ГЛАВА 29
Абсолютно неупруго...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
ОТ АВТОРА 3
5.15. НЕКОТОРЫЕ ОС...
5.18. НЕКОТОРЫЙ А...
Основы молекулярно...
5.3. АНАЛИЗ ОСНОВН...
5.4. ГРАВИТАЦИЯ ГЛ...
5.5. ПРОЦЕСС ГРАВИ...
Гений природы
5.20. ЧТО ОТКРЫЛ...
3.1.3. Тепловое ра...
Ортогональный лине...
#11 Энергия движен...
5.7. КАК РАБО...
1.1. КРАТКИЙ ОБЗОР...
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЛО...
5.7. КАК РАБО...
ГЛАВА 20
5.15. НЕКОТОРЫЕ ОС...
ЭФФЕКТ ТОМСА
4.1.Физическая пр...
#31 Первое начало ...